Материал для резьбы по дереву, чем определятся пригодность древесины
Древесина при изготовлении мебели разделывается на части, которые затем объединяются, чтобы получилась пространственная форма. В скульптурной или обычной резьбе, напротив, сначала берется большой объем материала, который постепенно обрезается с тем, чтобы получить желаемую форму. В конечном итоге в резьбе по дереву может использоваться любое дерево — его пригодность в основном определятся размерами и видом изделия, а также доступностью и легкостью в обработке.
Древесина для резьбы совершенно необязательно должна быть новой или, например, строганной. Старое дерево от домов под снос, выброшенная мебель или бревно, прибитое к берегу, вполне пригодны и могут воодушевить творчески настроенного резчика. Резчики по дереву, пожалуй, больше других деревообработчиков склонны скапливать у себя всевозможные деревяшки — в их глазах любой кусок дерева является интереснейшим изделием, правда, пока нереализованным и ожидающим своей судьбы.
«Сокол-сапсан» Впечатление гладкого оперения усиливается полосчатым рисунком древесины. |
«Шут» Липа является хорошим материалом для резьбы и может воспроизводить тонкие и мелкие детали. |
В целом прямослойные породы с тонкой текстурой, такие, как липа, джелутонг, легче обрабатываются, чем древесина с грубыми или переплетенными волокнами. Для резьбы твердые сорта предпочитаются мягким из-за плотного расположения волокон. Это позволяет легко обрабатывать их как вдоль, так и поперек волокон без особых опасений расколоть заготовку. Некоторые мягкие породы с большой разницей в твердости ранней и поздней древесины годичных колец, например Дугласова ель — псевдотсуга тиссолистная, могут вызывать трудности при резании поперек волокон.
Как цвет, так и естественный узор древесины влияют на качество резной работы. Подбирайте древесину так, чтобы она соответствовала сути произведения. Например, для скульптурного изображения белого медведя хорошо подойдет светлая липа, а для бурого медведя лучше выбрать темную древесину типа тика.
Структура материала может выгодно дополнять замысел, но может и испортить всю работу. Например, полосчатая древесина с выраженным узором может эффектно выглядеть на гладких формах, когда линии подчеркивают внешний вид, однако, например, в портретных работах выраженные линии могут отвлекать внимание от утонченных деталей.
Не на всех резных работах поверхность древесины остается в своем естественном виде. Если планируется покраска изделия, можно выбрать более дешевую и менее интересную в эстетическом плане древесину, которую легко обрабатывать, и не стараться подобрать материал с исключительным внешним видом.
Использование сухой и влажной древесины
Свежесрезанная или сырая древесина по мере высыхания даст усадку, поскольку имеет высокое содержание влаги. Так как бревна, чурбаки и другие крупные объемы древесины сохнут неравномерно, дерево при высыхании растрескивается. По возможности используйте хорошо высушенную древесину, тогда можно быть уверенным, что растрескивание не погубит уже готовое изделие.
Однако не всегда легко найти хорошо просушенную древесину для крупных работ. Если вы приобрели бревно, кряж и т. п. из недавно поваленного леса, для более равномерной просушки разделите его вдоль на половины или четверти, в зависимости от размера.
Можно использовать и сырую необработанную древесину, а не ждать, пока она достаточно высохнет, но в этом случае появляется риск того, что законченное произведение растрескается, так как древесина будет продолжать сохнуть с соответствующими усадочными последствиями. Симметричные резные изделия из более тонких секций меньше подвержены возникновению третий. Изделия большого объема следует делать внутри полыми, оставив сравнительно тонкие стенки, которые смогут сохнуть достаточно равномерно. В качестве альтернативы материал можно обработать полиэтиленгликолем. Чтобы избежать растрескивания, работайте с влажной древесиной быстро и всегда держите заготовку в закрытом пластиковом мешке, когда не работаете над изделием.
Использование полиэтиленгликоля
Можно без опасений растрескивания резать сырую древесину, если она обработана стабилизирующим составом на основе полиэтиленгликоля. Полиэтиленгликоль проникает в древесину и за 3 -6 недель приводит ее в состояние «полностью высушенной». Его можно приобрести у поставщиков древесины.
Материалы для резьбы по дереву
Категория: Резьба по дереву
Материалы для резьбы по дереву
При выборе материала для изготовления резных украшений фасадов необходимо тщательно изучить текстуру древесины. При распиливании деревянного бруска в разных направлениях можно получить три вида текстурного рисунка. Разрез под углом в 45° дает возможность наблюдать рисунок, состоящий из параллельных линий. Если брусок был распилен поперек волокон, то на рисунке будет видно расположение волокон в виде конусов. А продольно разрезанное дерево имеет рисунок из вертикальных линий (рис. 1).
Поперечный разрез дерева дает возможность определить, к какому виду относится данная порода. В зависимости от строения ствола и его окраски выделяют две группы древесных пород: ядровые (забо-лонные) и безъядерные.
Рис. 1. Разрез деревянного бруска: а — продольный; б — поперечный
Ядровые породы, к которым относятся все хвойные деревья (сосна, ель, тис, кедр, лиственница) и несколько лиственных (дуб, ясень и тополь), при разрезе обнаруживают в центре ствола ядро — круг древесины, которая отличается от остальной части ствола (заболони) большей мягкостью и темным цветом. У безъядерных пород ядро не выделяется, то есть они имеют разрез ствола, однородный по окраске и качеству древесины (рис. 2). К этому виду относят почти все лиственные породы: граб, клен, березу.
Годовые кольца, сердцевинные лучи, наросты, сучки, побеги образуют макроструктуру дерева. Они также влияют на текстурный рисунок древесины и должны обязательно учитываться при выборе материала для выполнения резных работ. Наиболее яркая и четкая макроструктура у таких пород, как дуб, бук, граб, у всех хвойных.
Для отделки фасадов резными украшениями лучше всего применять породы, текстурный рисунок которых выражен слабо. Поскольку декоративные элементы будут находиться на значительном расстоянии от глаз, главную роль должен играть не природный узор древесины, а выбранный мастером для исполнения орнамент.
Рис. 2. Поперечный разрез дерева: а — безъядерной породы; б — ядровой породы; 1 — сердцевина; 2— годичные кольца; 3 — ядро; 4 — заболонь; 5 — сердцевинные лучи
Для изготовлении резных изделий большого размера используется материал из ствола дерева. Обычно при украшении зданий применяют плоскостную резьбу, которую удобнее всего выполнять на досках. При этом рисунок необходимо располагать по длине доски, иначе работа с деревом будет затруднена.
Не следует использовать, для работы некачественную, больную древесину. Ее легко узнать по необычному цвету и прочим признакам гниения. Дерево, имеющее бурый, коричневый или кремовый цвет, наверняка поражено грибком, а цветные пятна говорят о наличии плесени. Гниение дерева может начинаться как с наружной стороны, так и от ядра. Из такого материала практически невозможно изготовить качественное украшение для внешней стороны здания.
При выборе материала необходимо обратить внимание на наличие в древесине сучков. Чаще всего в процессе работы сучки выпадают, оставляя отверстия, которые портят внешний вид изделия. При использовании хвойных пород надо учитывать, что в них могут встречаться места со скопившейся смолой. Такие засмолки также следует считать дефектом древесины. При высыхании дерево может сильно изменить свою форму, поэтому для работы следует выбирать материал, прошедший длительную просушку.
Резьба по дереву — Материалы для резьбы по дереву
Инструменты для резьбы по дереву для начинающих и профессионалов
Инструмент для резьбы по дереву нужно тщательно подбирать. Резьба по дереву как вид декоративно-прикладного творчества имеет многовековую историю, и обеспечила человечество настоящими шедеврами. В домашних условиях тоже можно создать произведения искусства, да и просто разнообразить интерьер. Хотя и появились некоторые современные модели с электрическим приводом (например, бормашина для резьбы по дереву), в целом инструмент сохраняет традиции и предназначен в основном для кропотливого ручного труда.
Различные виды стамесок для резьбы по дереву
Вернуться к оглавлению
Содержание материала
Главные инструменты резчика
Резьба по дереву — это обработка древесины с целью придания ей особой формы или изготовление на ней рельефа. Можно выделить следующие основные типы таких операций:
- В сквозной тип обработки входит пропильная и прорезная резьба по дереву. Пропильная разновидность осуществляется лобзиком или пилкой. Прорезной вид заключается в сквозном пробивании дерева с помощью стамески или резцами, когда используется станок для резки по дереву. На деревянном изделии возникает узор, почему этот тип резьбы еще называют ажурным.
Пример шкатулки выполненной прорезной резьбой
- Плосковыемчатый тип подразумевает создание рисунка, углубленного по отношению к основному фону. Отмечаются такие разновидности этого типа: контурная резьба, скобчатая, геометрическая и на черном фоне. Контурный подвид выполняется в форме канавки разной формы с применением резцов, угловой или полукруглой стамески, ножом. Скобчатая резьба осуществляется однотипным элементом в виде скобки при помощи полукруглой стамески.
- Рельефный тип характерен для резных панно, а элементы в нем приподняты по отношению к основному фону. Основной инструмент — стамески разной формы. Особо выделяется кудринская резьба, отличающаяся своеобразными кудрями из цветочных гирлянд.
Пример выполнения рельефной резьбы по дереву
- Скульптурный тип резьбы выделяется созданием объемных форм в виде деревянных скульптур. В создании таких произведений задействуется весь арсенал инструмента.
В последнее время для этого типа творчества нередко используется пантограф для резьбы.
- Домовая резьба предназначена для украшательства деревянных домов и всегда популярна. При ее осуществлении используются практически все рассмотренные типы обработки. Домовая разновидность предусматривает значительные площади, большие габариты.
Шаблоны для домовой резьбыДля того чтобы сделать такую работу, применяется инструмент для резьбы по дереву как основного типа, так и вспомогательный, а то и плотницкий.
Вернуться к оглавлению
Принципы использования инструмента
При выполнении резьбы по дереву осуществляются следующие работы: сверление, выпиливание, вырезание и выдалбливание. Для создания качественного изделия невозможно обойтись без измерительных инструментов.
В процессе работ возникает необходимость во вспомогательном инструменте или приспособлениях, помогающих фиксировать заготовку, ограничивать степень воздействия.
Характер работы и обуславливает выбор необходимого инструмента. Исторически сложилось, что самые лучшие образцы выполняются с помощью ручного инструмента, однако современная тенденция к механизации и автоматизации труда не обошла и эту область деятельности.
Комплект всевозможных резцов для резьбы по дереву
В продаже имеется целый ряд станков, мини-дрелей (бормашин), ручных фрезеров для резьбы, электролобзиков, шлифовальных машин и т.д. Сделать определенные изделия можно вообще в автоматическом режиме при помощи копировально-фрезерных устройств (пантограф).
Вернуться к оглавлению
Какие применяются виды ножей
Одним из первостепенных режущих инструментов, применяемых для художественной резьбы по дереву, являются ножи для резьбы по дереву разной конструкции и назначения. Выделяются следующие виды ножей:
- Нож-резак. Считается основным инструментом резчика и применяется при проведении любых работ. Он может иметь разную длину лезвия, рукоятки и даже обладать различной формой.
Важнейшее отличие — режущий угол составляет 35º.
Размеры и угол наклона лезвия ножа-резака
- Нож-косяк. Находит применение в плоскорельефной резьбе и ажурной для создания протяженных прямых линий, формирования овала контура и обработки боков выемок. Основные размеры: угол режущих фасок — 20º, угол скоса лезвия — 35-60º, длина лезвия — 35-80 мм, ширина лезвия — 6-45 мм, длина ручки — 90-160 мм.
- Богородский нож. Предназначен для скульптурного типа резьбы. Длина его лезвия находится в пределах 25-90 мм, а ширина — 10-25 мм.
- Вспомогательные ножи нужны для определенных работ. Есть ножи, которые позволяют сделать криволинейную доводку объемного рельефа, другие предназначены для правки прорезной резьбы.
Вернуться к оглавлению
Какие стамески нужны при работе
Безусловно, основными инструментами ручной работы являются стамески для резьбы по дереву. К наиболее распространенным видам стамесок относится следующий инструмент:
- Прямой тип: используется в качестве вспомогательного инструмента.
- Полукруглый тип: основная разновидность стамесок, которая необходима при любых видах работ. Выделяются отлогие, средние и круглые варианты.
- Клюкарзы. Имеют изогнутую рабочую часть, различаются плоская, уголковая и полукруглая разновидности.
Процесс резьбы клюкарезом
- Церазики. По виду похожи на полукруглый тип, но предназначены для резки тонких канавок — для этого ширина полотна составляет 2-3 мм.
- Рейсмусы или уголковые стамески. Применяются для вырезания V-образной канавки и осуществления контурного резания. Такие резцы для резьбы по дереву имеет угол между рабочими режущими ножами 55-75º.
- Штихель имеет грибовидную ручку, а угол загиба составляет 15º. Инструмент предназначен для изготовления различных канавок.
Так выглядят штихеля различного размера для резьбы по дереву
- Клепики: заточка рабочей кромки произведена в виде меча или листочка, а используется для обработки основного фона на участках, где не проходят другие стамески.
- Ноготок — разновидность стамески-клепика с заточкой в виде ногтя, применяется для обработки в труднодоступных местах, а также при проведении скобчатой резьбы.
Вернуться к оглавлению
Какой инструмент еще можно использовать
Помимо основных рассмотренных устройств при проведении работ применяются дополнительные инструменты, позволяющие осуществлять специфические работы.
Обычно применяется такой дополнительный инструмент для резьбы по дереву:
- Ложечники или ложечные ножи: обычно представляют собой заостренное кольцо, приваренное к стальному прутку, который вставляется в рукоятку — находят применение для удаления скопившихся опилок в углублениях, а также для шлифовки внутренних стенок больших выемок, например, при резке посуды.
- Чеканы и пуансоны: прочные металлические стержни с определенным рисунком на торце. Наиболее распространены при создании основного фона.
При резьбе по дереву на значительных площадях используется также различный вспомогательный инструмент:
- Для сверлильных работ: буравчики, коловороты, ручные дрели.
- При пилении: ножовка, ножовка по металлу, лобзик, двуручная пила.
- Вспомогательные приспособления: киянка, скобель, стусло, струбцины, тиски, различные зажимы, молоток.
Для проведения измерений и разметки находит применение следующий инструмент: линейка, угольник, транспортир, ярунок, малка, отвес, юстир, уровень, кронциркуль, штангенциркуль, нутромер, рейсмус, циркуль, рулетка.
Вернуться к оглавлению
Использование современной техники
Одним из лучших вариантов современной техники можно считать бормашину для резьбы по дереву или мини-дрель. С помощью такого устройства можно сверлить под разным углом, для чего рабочий орган имеет гибкую связь. Небольшие размеры бура и регулировка его вылета и скорости позволяют производить тонкую выборку древесины. При использовании войлочных насадок можно осуществить шлифование поверхности выемок.
Шагом вперед в направлении превращения резьбы по дереву в прибыльный бизнес является создание копировально-фрезерных станков.
Такой автоматизированный инструмент для резьбы позволяет вырезать любые формы на дереве в формате 3D. Этот станок для резьбы по дереву или пантограф, снабженный компьютерной «начинкой», может с помощью следящей системы создавать деревянные панно и скульптуры.
Для начинающих заниматься резьбой по дереву предлагается основной, дополнительный и вспомогательный инструмент, способный в полной мере обеспечить весь процесс в ручном режиме. Если возникает стремление организовать соответствующий масштабный бизнес, то для этого предлагаются станки и автоматизированное оборудование.
Материал для резьбы — Мозаика и резьба по дереву
Материал для резьбы
Категория:
Мозаика и резьба по дереву
Материал для резьбы
Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и от вида резьбы.
Из лиственных пород для резьбы наиболее часто применяют липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Особенно хорошо на ней выполняется плосковыемчатая резьба. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями — шкатулки, рамки, полочки, а также резные игрушки, посуда.
Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево и черное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.
Однако из-за часто встречающихся косослоя и гнили в центральной части ствола, а также ввиду незначительных запасов ольху применяют реже липы и лишь для мелких изделий.
Прекрасный материал для резьбы —древесина березы. Она тверже липовой и ольховой и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки — способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях (с большим сечением брусков). Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.
Для резьбы на мелких изделиях — посуде, сувенирах—используют древесину осины и тополя.
По физико-механическим свойствам древесина осины близка к липовой, но при резьбе она чаще скалывается. Ограничивает применение осины часто встречающаяся в растущем дереве внутренняя гниль. То же самое относится и к тополю.
Из твердых лиственных пород для резьбы применяют древесину дуба, бука, ореха, карагача, груши, клена и др.
Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и способности скалываться, но очень выразительна и декоративна.
Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.
Древесина ореха — наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую тонкую резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается, особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как Для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и станковой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.
Древесина карагача по физико-механическим свойствам близка к дубовой, но обладает более ярко выраженной текстурой и контрастными цветовыми переходами, что не всегда желательно в резьбе, так как сбивает ее ритм. Являясь в то же время ценным облицовочным материалом, древесина карагача применяется в резьбе значительно реже, лишь для крупных панно или станковой скульптуры.
Древесина груши, обладая высокой твердостью, отличается однородностью и поэтому хорошо и чисто режется во всех направлениях без задиров и сколов. Она мало коробится и растрескивается, хорошо окрашивается, особенно в черный цвет, имитируя черное дерево, хорошо отделывается. Из груши изготовляют мелкие сувенирные изделия, украшенные рельефной резьбой, накладные резные украшения мебели.
Клен обладает твердой и плотной древесиной с красивым цветом и текстурой. Режется клен тяжело, но чисто, без сколов. Резные изделия из клена очень выразительны, прочны и передают тончайшие движения резца.
Для мелких изделий, украшенных резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню, платан, самшит.
Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра и тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников окон, карнизов, простенков домов, ворот (домовая резьба). Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу. Сучки небольших размеров в домовой резьбе допустимы.
Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и они очень твердые (роговые), поэтому она реже применяется для резьбы.
Очень хорошо режется, обладает красивой текстурой и цветом древесина кедра. Кедр применяют в мебельном производстве. Из него можно делать прекрасные изделия, украшенные резьбой.
Еще более ценна древесина тиса. Она обладает большой однородностью, красивым цветом, долговечна, прекрасно поддается резьбе, точению, хорошо отделывается. Ограниченные запасы этой древесины позволяют применять ее только для изготовления небольших художественных изделий.
Заготовку древесины для резных работ нужно производить с октября по январь, когда прекращается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения ее грибами и насекомыми.
Заготовленные кряжи очищают от коры и разрезают на заготовки. Для скульптурной резьбы кряжи очищают от коры не полностью: на концах оставляют неокоренные кольца шириной 20—25 см. Торцы кряжей замазывают специальной замазкой или закрашивают масляной краской. Кряжи выдерживают для высыхания в комнатных условиях в течение одного-двух лет.
Древесина для резьбы, так же как в мебельном производстве, должна иметь влажность 8±2%. Более влажная древесина режется легче, но чистота поверхности резьбы хуже. Кроме того, в дальнейшем такая древесина может дать усушку и растрескаться. Слишком сухая древесина режется с трудом, на ней чаще получаются сколы.
Очень важно качественно высушить доски, предназначенные для резьбы, без коробления и образования трещин. Большое значение имеет срез доски, на которой режут,— тангенциальный или радиальный. На тангенциальном срезе резать немного труднее, но резьба получается более выразительной и красивой.
В то же время доски радиальной распиловки легче режутся и меньше подвержены короблению, поэтому при изготовлении крупных деталей им надо отдавать предпочтение.
Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейсмусовых станках.
Широкие заготовки склеивают из отдельных брусков или дощечек клеем ПВА. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы направление слоев У них было одинаковым. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением слоев Древесины сильно затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашивании водными красителями или протравами может давать разный тон по брускам. Склеенную заготовку строгают по пласти на рейсмусовом станке или хорошо выверяют и зачищают двойным рубанком.
Перед резьбой поверхность детали выравнивают циклеванием. Абразивными шкурками поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть зерна от абразивной шкурки, которые быстро затупят инструмент.
Резьбу удобнее выполнять на деталях до сборки их в изделие, поэтому детали должны быть предварительно тщательно подогнаны и обработаны.
Реклама:
Читать далее:
Рабочее место резчика
Статьи по теме:
особенности, как выбрать инструмент и материал
Техника резьбы по дереву «Татьянка» появилась относительно недавно. Она была запатентована в 1991 году Шамилем Сасыковым, руководителем авторской художественной школы «Татьянка-Центр» и автором нескольких монографий по технике этого вида резьбы.
Особенностью техники «Татьянка» является единичность и уникальность каждой операции резания, что требует использования специальных инструментов и применения оригинальных приемов. Большинство изделий, украшенных этой резьбой, являются авторскими, дизайнерскими работами, а предметы, украшенные ей, являются настоящими произведениями искусства.
Особенности выполнения резьбы
Любая авторская резьба по дереву имеет свои специфические особенности, без соблюдения которых она превращается в обычный декоративный резьбовой орнамент, геометрического или флористического типа.
Основные принципы «Татьянки», следующие:
- Подбор инструмента осуществляется с учетом особенностей древесины – ее твердости, фактуры и структуры.
- Работа проводится только остро отточенным инструментом.
- С учетом того, что резьба «Татьянка» является многослойной, к обработке каждого последующего слоя приступают после завершения рисунка или орнамента предыдущего.
- Многослойность резьбового поля требует соблюдения особой тщательности при поэтапной обработке слоев.
- При некачественном или неправильном выполнении предыдущего слоя устранить его дефекты последующим резанием древесины практически невозможно.
- В отличии от сквозной, плоско-выемчатой скульптурной и рельефной резьбы овладение навыками «Татьянки» занимает более кроткое время.
- Выполнение художественных резьбовых работ требует не только специального инструмента, но и правильного организованного рабочего места.
Характеристика рабочего места
Для выполнения резьбовых работ в технике «Татьянка» резчику, вне зависимости занимается он этим ремеслом профессионально или резьба его хобби, требуется специально отведенное место.
Идеальным решением этой проблемы является столярный верстак, мольберт с изменяемым углом наклона столешницы, установленный на жестких опорах, или специальный рабочий стол. Любители часто используют обычный кухонный стол, на который сверху укладывают чертежную доску размерами более чем 20,0×20,0 сантиметров.
Учитывая кропотливость процесса резки дерева и различие твердости древесины различных пород, что требует большей или меньшей толщины однократно отрезаемых стружек, рабочее место должно иметь правильно организованное освещение.
Световой поток не должен давать бликов от окружающей обстановки и минимизировать тень от руки и инструмента. Идеальным решение является комбинированной освещение, когда яркий источник рассеянного света дополнен фокусным излучателем направленного действия, положение которого можно менять.
На заметку!
Равномерность светового освещения необходима и для точного переноса эскизов на поверхность деревянной дощечки, кроме того в процессе резки выполняются достаточно глубокие выемки, и если они будут затемнены неверно направленным световым потоком, то рисунок может получиться дефектным.
Особенности выполнения работ
Наилучшим материалом для выполнения резьбы в стиле «Татьянка», по мнению большинства резчиков, особенно начинающих, является липа. В процессе вырезания рисунка деревянная заготовка должна иметь определенную влажность, и самое главное не пересушиваться. Поэтому заготовку периодически увлажняют.
К сожалению определенных критериев, к влажности не существует и ее, как и в любом творческом процессе, подбирают опытным путем — методом проб и ошибок. По мнению большинства любителей художественной резьбы, для поддержания дощатой заготовки в надлежащем состоянии, достаточно смачивать ее торцы, не переувлажняя их.
Для изготовления кухонных досок, поддонов, подносов и других предметов кухонной утвари с плоской поверхностью. Доска-заготовка должна иметь ровную поверхность, с однотипной древесной структурой без сучков.
Опытные резчики наоборот считают сучки дополнительным элементом декора и умело обыгрывая их, элегантным резьбовым рисунком, создают эксклюзивные композиции. Достаточно оригинально смотрятся изделия, украшенные резьбой «Татьянка» и дополнительно декорированные другими техниками – аппликацией, лепкой, рисунком, гравировкой.
Если срез доски производился вблизи коры с растянутым размещением рисунка древесных слоев, то от такой заготовки лучше отказаться. Идеальным вариантом являются доски, полученные из центральной части бревна, граничащей с его сердцевиной. Кроме того, доски, выпиленные с из крайних частей бревна, достаточно тяжело обрабатываются и требуют остро заточенного инструмента.
У неопытных резчиков могут появляться неровные и занозистые срезы. На краях заготовки не исключены сколы по крайним слоям, образованным срезом вдоль годичных колец древесины.
На заметку!
Если по каким-либо причинам рисунок не закончен и планируется перерыв в работе, то доску следует обернуть в несколько слоев газетной бумаги и убрать в прохладное место. Категорически запрещается хранить доски на солнце, в морозильнике холодильника (чему имеются рекомендации), в ванной или других помещениях с повешенной влажностью и перепадами температур.
Выбор инструмента
Учитывая все возрастающую популярность домашнего рукоделия, и то что резные самостоятельно изготовленные изделия являются прекрасным средством декорирования интерьера, сегодня для резчиков, работающих в технике «Тальянки», выпекаются специальные наборы инструмента. Их можно заказать через систему интернет-торговли. В набор новичка входят две стамески, с полукруглым и прямыми краями разных типоразмеров и нож-косяк.
Следует учитывать, что промышленно выпускаемые инструментальные наборы предназначены для работы с мягкими, лиственными породами древесины. Опытные мастера, работающие с дубом, кедром и ценными сортами дерева предпочитают индивидуальный заказ инструмента.
Видео
Из приведенного ниже видеоурока вы узнаете, как правильно подготовить инструменты для работы.
Качественная подготовка дерева для резьбы: выбор материала и его сушка
Резьба по дереву — это особый вид художественной обработки древесины, позволяющий превратить ничем не примечательную заготовку в великолепную картину или тончайшее деревянное кружево.
Уменьшение содержания влаги до 8% за 7 дней с сушилкой для древесины ФлексиХИТ
Этот народный промысел появился на Руси очень давно. Наши предки чтили деревья и использовали древесину не только как строительный материал и дрова для обогрева помещений, но и в качестве сырья для изготовления домашней утвари, создания украшений для внутреннего убранства домов, их отделки снаружи.
До появления на Руси христианства дома украшали деревянной резьбой с языческими сюжетами. Часто можно было встретить символ солнца, а также изображения животных и птиц. Позже сюжеты стали разнообразнее, а накопленный опыт позволил создавать более сложные и богатые резные украшения.
Сегодня условно выделяется целых пять типов резьбы по дереву:
- сквозную резьбу, к которой относят работы, выполненные пропильным и прорезным способами, в том числе ажурную резьбу, имеющую рельефный орнамент;
- глухую резьбу, включающую все разновидности плосковыемчатой и рельефной резьбы;
- скульптурную резьбу;
- домовую резьбу, которая является сочетанием всех перечисленных выше видов резьбы;
- и даже резьбу бензопилой, чаще всего скульптурную, которая выполняется исключительно этим современным инструментом.
Каким бы видом резьбы по дереву не занимался мастер, первоначально он всегда тщательно выбирает и подготавливает древесину для работы. Только грамотно проделанные предварительные этапы — заготовка и сушка дерева — позволяют получить желаемые результаты и избавляют от проблем при работе.
Породы дерева, подходящие для резьбы
Опытные мастера знают, что для резных украшений, которые будут находиться на открытом воздухе, наилучшим образом подходит древесина хвойных пород.
Дело в том, что в ней содержится смола, естественным образом защищающая изделие от гниения. Именно поэтому для карнизов, оконных, дверных наличников и экстерьерных скульптур используют древесину ели, сосны, пихты, лиственницы, псевдотсуги, тисового дерева и кедра.
Конечно, несмотря на природную защиту, резные украшения из этих пород тоже нужно пропитывать олифой или красить, это многократно продлит срок их службы.
Для украшения домашней утвари, создания мебели, рам, картин, сувениров и поделок лучше использовать древесину лиственных пород, имеющих мелковолокнистую структуру. Идеальными вариантами являются липа, береза, дуб и фруктовые сорта. Единственным условием, делающим древесину этих деревьев непригодной для использования, является наличие большого количества сучков. Такой материал не годится для резьбы.
Подготовка древесины
Началом подготовительного этапа является срубка дерева, но нужно сразу настроиться на то, что должно пройти еще много времени пока из сваленного дерева получится задуманное украшение. Самый долговременный процесс этапа подготовки материала — сушка дерева. От качества проведения сушки зависит конечный результат всей работы: чем тщательнее она проведена, тем легче мастеру будет работать с заготовкой и тем красивее и долговечнее выйдет изделие.
Заготавливать древесину лучше всего в конце осени или зимой, в этот период в дереве наименьшее количество влаги, значит, материал высохнет быстрее. В старину отношение к дереву было особенно трепетное и бережное, поэтому к подготовке материала всегда подходили тщательно и без спешки. Предпочтение чаще всего отдавали естественной сушке, технология проведения которой не изменилась по сей день.
Для естественной сушки бревна укладывают в штабеля и накрывают навесом. В таком положении они остаются как минимум год. Материал, предназначенный специально для резьбы, распиливают на чурки до 1,5 метров и складывают в сухом помещении, где нет сквозняков. Чаще всего для таких нужд используют хорошо вентилируемое подсобное помещение. В нем заготовки хранятся год-полтора, за это время они, как правило, успевают просохнуть до требуемой влажности 8-10%.
Ничего не мешает современным мастерам сушить древесину естественным методом, кроме нетерпения и желания быстрее приступить к работе. Такие стремления способствовали разработке ускоренных методов сушки, таких как:
- вываривание заготовок;
- интенсивная сухая сушка.
Что лучше вываривать или сушить древесину?
Народные умельцы перед сушкой вываривают заготовку в кипятке на протяжении нескольких часов. При этом происходит растворение и удаление внутриклеточной влаги, после чего древесина сохнет быстрее. Практическими экспериментами было доказано, что вываривание в соленой воде или последующая натирка заготовки солью крупного помола еще сильнее ускоряет последующую сушку. В зависимости от вида древесины, заготовка может высохнуть за время от нескольких дней до двух недель.
Метод вываривания хорош также тем, что позволяет экспериментировать с цветом древесины. Например, добавление в воду коры ольхи позволяет придать заготовке кофейно-коричневый цвет.
Метод неплох, но имеет существенный недостаток — он не подходит для больших объемов материала. Если мастер хочет украсить весь дом, выварить древесину для такой масштабной работы будет непросто.
Небольшие заготовки можно сушить и на простой батарее центрального отопления, а летом — на солнце, предварительно завернув их в газетную бумагу и полиэтилен. Менять бумагу нужно раз в несколько дней до тех пор, пока она не престанет впитывать влагу, а на полиэтилене не будет образовывать конденсат.
Но если речь идет о большом количестве заготовок, для их сушки лучше всего применять современные инфракрасные кассеты. Они просты в применении, не требуют постоянного контроля мастера и экономичны в плане потребления электрической энергии.
Использовать инфракрасные сушилки можно и в помещении, и на улице. А по срокам сушки они лидируют среди всех вышеперечисленных методов.
Уменьшение содержания влаги до 8% за 7 дней с сушилкой для дерева ФлексиХИТ
Инструменты для резьбы по дереву, названия
Резные украшения и практические декоративные изделия из древесины в свете возврата к русской классике в дизайне интерьера становятся популярными. Самостоятельно обучиться резьбе по дереву несложно – нужен профессиональный инструмент для резьбы и желание.
Профессиональный инструмент для резьбы по дереву
Инструменты
Профессиональный инструмент для работы по дереву нужен для правильной обработки заготовок. Рельеф создается следующими способами:
- Сквозная резьба, подразумевающая пропильную и прорезную обработку деревянной заготовки:
- пропильная резьба реализуется лобзиком или ножовкой;
- прорезной вариант – это сквозное ударное пробивание заготовки стамесками или специальными резцами по дереву. Также применяют обработку деревообрабатывающими станками.
- Плоско-выемчатый вариант резьбы по дереву – это оформление углубленного рисунка. Варианты: контурная и скобчатая резьба, геометрическая обработка и резьба на темном фоне:
- контурная резьба представляет собой канавку-углубление, которая формируется специальным резцом, угловой или полукруглой стамеской или столярным ножом;
- результат скобчатой резьбы – это скобка-выемка в древесине, которую проделывают полукруглой стамеской.
- Рельефная резьба используется для оформления резных панно. В данном варианте элементы выглядят приподнятыми. Основные резаки по дереву – стамески.
- Скульптурная резьба отличается объемными формами, которые придаются фигуркам-скульптурам. Инструмент для реализации этого варианта используется самый разный, в том числе и пантограф.
- Домовой вариант резьбы применяют для украшения большой площади поверхностей бревенчатых, щитовых или каркасных домов.
Для реализации вышеперечисленных вариантов используют основные, вспомогательные, столярные и плотницкие инструменты для резьбы по дереву.
Процесс контурной резьбы
Ножи
- Резак – это универсальный инструмент для вырезания по дереву. Его используют при формировании главной части предмета. Такие инструменты по дереву имеют удлиненное, прямое или гнутое лезвие, гнутый обушок. Режущий угол лезвия резака – 350. Такие ножи предназначены и для тонких операций. Современный резак может иметь сменные лезвия.
- Нож-косяк имеет режущий угол лезвия 600. Само лезвие – скошенное. Такие резцы предназначены для прорезания геометрических линий, черновой и чистовой обработки древесины.
- Богородский нож похож на европейский нож-резак, но с более длинным лезвием и укороченной рукояткой. Он предназначен для выполнения черновых и тонких доводочных работ. Режущая часть лезвия длиной 30-90 мм имеет ровную частичную заточку. Своим названием резак обязан богородской резьбе (направление художественной резьбы по дереву).
Разновидности ножей для резьбы по дереву
Стамески
- Прямая стамеска используется при резьбе в виде обычных углублений.
- Косая стамеска имеет угол режущей кромки 450, применяется при вырезании длинных канавок.
- Угловая стамеска используется для прорезания V-образных углублений.
- Полукруглая стамеска предназначена для сложных узоров и засечек. Бывает круглой, средней и отлогой.
- Клюкарза отличается от предыдущего варианта тем, что лезвие закруглено и по торцу, и по стержню. Может быть закругленной, уго́льной или прямой.
- Цезарик отличается от варианта № 4 тем, что оснащен узкой рабочей частью. Цезариком режут узкие канавки и мелкие узоры.
- Штихель используется для прорезания канавок.
- Клепик (мини-стамеска) оснащен узкой режущей кромкой, похожей на заостренный лист. Используется для создания точных орнаментов.
- Ноготок оснащается узким торцом с закруглением.
Стамески
Пилы
Виды пил:
- ручная пила-ножовка;
- цепная;
- дисковая;
- лобзик, электролобзик;
- бензопила, электрическая пила.
Пилы для вырезания по дереву
Специальные инструменты
- Граверы (электрические и ручные) оснащаются насадками для обработки древесины и гибким валом.
- Гибкий вал для резьбы по дереву.
- Лазерный гравер, кроме функции вырезания, может шлифовать и полировать поверхность.
Лазерный гравер
Абразивы
- Напильники и рашпили для удаления лишних слоев древесины. Поверхность инструмента: грубая, средней шероховатости, гладкая. Форма абразивного инструмента: плоская, полукруглая или круглая.
- Гибкая наждачная лента используется для шлифовки гнутой поверхности.
- Шлифовальный цилиндр-насадка для дрели или шуруповерта.
Инструмент для зачистки, шлифовки и полировки древесины имеет разные по шероховатости и фактуре поверхности для работы с разной древесиной.
Насадки для абразивной обработки древесины
Электрические инструменты
- Электродрель аккумуляторная или с питанием от сети 200 вольт.
- Электролобзик может работать как ручная, ажурная или лучковая ножовка. Быстрая смена насадок и небольшой уровень вибрации – преимущества инструмента перед ручными лобзиками.
- Дисковая (циркулярная) пила может безопасно распускать дерево вдоль или поперек волокон.
- Электрорубанок используется для подгонки или подрезки изделия в размер.
- Электрошлифовальные дисковые или ленточные машины предназначены для полировки, шлифовки или лакировки поверхности.
- Ручная электрическая фреза используется вместо ручного рубанка, зензубеля, шпунтубеля или фальцгобеля. Предназначена для вырезания кромок, пазов, четвертей и фасок.
Электроинструмент для резьбы по дереву
Укрепляющие приспособления
- Опора – это обычная доска, которую используют для поддержания заготовки. Опора крепится к верстаку или столу. Пила держится вертикально в V-образной части при работе с заготовкой.
- Верстачные тиски предназначены для рельефной резьбы.
Другие инструменты
- Деревянная или резиновая киянка применяется при выборке древесины стамеской поперек волокна. Заготовки могут быть большого размера, из твердых пород дерева. У киянки закругленный боек, позволяющий бить по режущему инструменту под любым углом. Стандартный диаметр бойка киянки – 75-150 мм.
- Тесла используется при необходимости быстрой выборки древесины при черновой работе с изделием. Имеет круглую или плоскую режущую кромку.
- Чеканом удобно выдавливать небольшие углубления в заготовке, создавать крапчатые рисунки и наносить рябь на поверхность изделия.
Киянка, чекан и тесла
Режущие инструменты
- Резец – острое лезвие, закрепленное в рукоятке.
- Пила ручная или электрическая, фуганок, одноручный рубанок и т.д.
- Все виды резаков, в том числе и инструмент для нанесения узора.
Инструменты для нанесения узора
- Нож-косяк – инструмент универсального назначения.
- Стамеска – для вырезания выемок.
- Клюкарза – стамеска с выгнутым лезвием для рельефной резьбы с углублением.
- Ложкорез – специнструмент для изготовления ложек. Оснащен лезвием в форме кольца или полукольца.
- Фрезеры дисковые, торцовые, ручные или электрические.
- Граверы.
Гравер
Инструмент для шлифовки
Обработка | Глубина снятия | Зернистость |
Грубая (ручная или при помощи шлифмашины) | 0,08-0,12 | 36–60 |
Первичная (ручная или при помощи шлифмашины) | 0,05-0,07 | 80-100 |
Снятие неровностей | 0,02-0,05 | 120,0 |
Начальная и финишная шлифовка мягких пород (ручная или при помощи шлифмашины) | 0,010-0,045 | 150-180 |
Начальная и финишная шлифовка твердых пород (ручная или при помощи шлифмашины) | 0,005-0,009 | 240,0 |
Шлифовка межслойная ручная | 0,002-0,004 | 280–320 |
Полировка (ручная или при помощи шлифмашины) | 0,001-0,002 | 400,0 |
Инструмент для крепления заготовок
- Поворотный зажим.
- Слесарные тиски.
- Столярный быстродействующий зажим.
- Верстачные упоры.
- Тиски для резьбы по дереву.
- Модельные (копировальные) тиски.
- Верстачный винт для резьбы по дереву.
- Стенд для резьбы по дереву.
- Верстачный крепежный винт.
Отделочные материалы для резного изделия
- Лакирование готового изделия для ровного блеска. Лакокрасочные материалы: шеллак, политура, масляный, копаловый, янтарный лаки, канифоль и ее производные.
- Полировка с предварительной шлифовкой. Полируют изделие ватным тампоном в политуре, повторов должно быть 2-3.
- Масляное и эмалевое декоративное защитное покрытие с предварительным грунтованием поверхности. Грунтовочный состав – олифа или клей, грунтлаки.
- Шпаклевание с предварительной грунтовкой. Материал для шпаклевки: мел, клей и олифа в пропорции 3:1:5;
- Левкашение, серебрение, бронзирование или золочение.
Декоративные пропитки
Безопасность работы
- Прочный и устойчивый рабочий стол.
- Использование креплений и фиксаторов.
- Достаточное естественное и искусственное освещение.
- Использование при работе с инструментом перчаток, очков, респиратора.
- Запрещено вести рез в направлении «на себя».
- Запрещено загромождать рабочий стол.
- Убирать рабочее место следует только специальными щетками.
- Инструмент должен быть разложен по местам и закреплен.
- Электроинструмент должен быть исправен и проверен.
- Если электроинструмент подключается к трехфазной сети, необходимо оборудовать заземление.
Опилки и стружка не должны контактировать с нагревательными приборами и нагретыми поверхностями. Разогревать масляные или нитро-ЛКМ разрешается только на закрытых источниках тепла. Рабочее помещение должно быть оборудовано укомплектованной аптечкой.
|
|
|
|
|