Покажи стрелкой на схеме обозначь направление: Сделай надписи на схеме: устье реки, исток, приток. Покажи стрелкой направление течения реки. Если встать лицом по направлению течения реки, то справа

ГДЗ Окружающий мир 3 класс тетрадь для самостоятельной работы №1 Федотова, Трафимова ✔

 Тетрадь для самостоятельной работы (авторы Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А) полностью оправдывает свое название, потому что в ней предусмотрены задания исключительно для выполнения их учеником дома, а значит самостоятельно. Но о какой безусловной самостоятельности может идти речь, когда ученик еще только в третьем классе. Конечно же, родителям нужно будет все проверить и перепроверить. Для вас, родители, ГДЗ к  тетради номер один для самостоятельной работы к уроку Окружающий мир за третий класс авторов Федотова, Трафимова, программа перспективная начальная школа. Ответы разделены по темам и страницам, как в тетради №1.

Глобус — модель земного шара, с. 2

Задание 1. Рассмотри рисунок глобуса. Подпиши на нем Северный полюс, Южный полюс, отметь красным карандашом экватор, а синим — один из меридианов.

Задание 2. Дополни предложение. Наша страна — Россия находится в северном полушарии.

Ответы к стр. 3 — 4. Материки и океаны на глобусе

Задание 3. Найди на глобусе пять океанов Земли и напиши их названия. Обозначь их цифрами на рисунках глобуса.

1. Северный Ледовитый океан.
2. Атлантический океан.
3. Индийский океан.
4. Тихий океан.
5. Южный океан.

Задание 4. Прочитай текст. Определи с помощью глобуса и напиши, о каких океанах идёт речь.

1. Берега Антарктиды омывает Южный океан.
2. Океан, который полностью находится в Северном полушарии, — это Северный Ледовитый.
3. Океаны, через которые проходит экватор: Тихий, Атлантический, Индийский.

Задание 5. Найди на глобусе материки и впиши их названия в предложения.

1. Материк, на котором находится наша страна — Россия, называют Евразия.
2. Экватор пересекает материки: Южная Америка, Африка.

Задание 6. Прочитай высказывания. Проверь их правильность с помощью глобуса. Если высказывание верное, напиши «да».

Северный Ледовитый океан находится в Северном полушарии. Да
Южный полюс находится на материке Южная Америка. Нет

Ответы к стр. 5. Формы поверхности Земли

Задание 7. Прочитай текст. Подчеркни прямой линией предложения, в которых говорится о равнинах, а волнистой линией — предложения, где речь идёт о горах.
Придумай и напиши своё высказывание об этих формах земной поверхности.

1. Они обычно обозначены на глобусе коричневым цветом.

2. Они обозначены на глобусе зелёным и жёлтым цветами.

3. Это ровная или с невысокими холмами поверхность суши.

4. Самые высокие из них даже летом покрыты снегом и льдом.

5. Они занимают большую часть поверхности территории нашей страны.

6. Они удобны для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

7. Здесь сложнее заниматься сельским хозяйством, строительством зданий и дорог.

8. Их вершины покоряют альпинисты.

9. Они удобны для передвижения на транспорте.

Ответы к стр. 6 — 7. Географическая карта

Задание 8. Рассмотри таблицу. Определи, о чём идёт речь — о глобусе или о карте. Обведи буквы правильных ответов. Если ты ответишь верно, то выделенные буквы составят слово из семи букв.

Ответ: ОТЛИЧНО.

Задание 9. Подпиши КАРАНДАШОМ на контурной карте полушарий (с. 44-45) названия всех океанов.

Задание 10. На физической карте России (в конце учебника) найди: Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, озеро Байкал, Уральские горы, реку Обь, Каспийское море. Подпиши эти объекты на контурной карте России (с. 46-47).

Ответы к стр. 8 — 10. Учимся читать карту

Задание 11. На физической карте полушарий найди названия двух-трёх океанов, морей, рек, гор, равнин и выпиши их.

Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический.
Моря: Чёрное, Белое, Азовское.
Реки: Волга, Дон, Обь.
Горы: Гималаи, Уральские, Альпы.
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Европейская (Великая Европейская) равнина.

Задание 12. Открой физическую карту полушарий. Найди и запиши по шкале глубин и высот:

а) самые глубокие места Тихого океана, окрашенные на карте в тёмно-синий цвет, глубже 6000 м;
б) самые мелкие места Тихого океана, окрашенные в бледно-голубой цвет, до 200 м;
в) высоту Кавказских гор, окрашенных на карте в коричневый цвет, до 5000 м;
г) высоту Гималайских гор, окрашенных на карте в коричневый цвет, > 5000 м.

Задание 13. Определи условные обозначения рек, озёр, болот, вулканов, используя физическую карту России. Перерисуй их в свою тетрадь.

Задание 14. Посмотри план местности села Мирного (с. 10). Изучи условные обозначения плана. Запиши, какие объекты живой и неживой природы ты встретишь по дороге от дома Ивановых до дуба.

Объекты живой природы: растения, деревья, кусты, берёза.
Объекты неживой природы: магазин, детский сад, школа.

Задание 15. Начерти на плане местности села Мирного маршрут от школы до метеостанции; от метеостанции до пляжа.

Ответы к страницам 11 — 12. Холмы и овраги

Задание 16. Рассмотри рисунок холма. Покажи стрелкой склон, по которому во время дождя поток воды будет сильнее. Такой склон холма называют КРУТЫМ склоном.

Задание 17. Рассмотри рисунок оврага. Прочитай названия его частей: 1 — вершина, 2 — устье, 3 — дно, 4 — склоны. Отметь с помощью цифр эти части оврага на рисунке.

Дополни рисунок: покажи, как можно остановить рост оврага.

Для того, чтобы остановить рост оврага, по склонам сажают деревья и кустарники, сеют травы. А небольшие овраги засыпают камнями и землёй.

Ответы к страницам 13 — 15. Стороны горизонта

Задание 18. Рассмотри рисунок. Укажи линию горизонта синим цветом.

Определи и подпиши стороны горизонта, если на рисунке изображён момент восхода Солнца. Допиши предложения.

Солнце восходит на востоке.
Маша стоит лицом к востоку.
Стог расположен к северу от Маши.
Водоём находится к югу от Маши.

Задание 19. Рассмотри рисунок. Определи стороны горизонта, если известно, что наступил полдень. Синим цветом укажи на рисунке основные стороны горизонта, а зелёным — промежуточные стороны горизонта. Дополни рисунок: нарисуй кустарник, который находится на северо-востоке от Миши, и дерево, которое расположено на юго-западе от Миши.

Задание 20. Определи по физической карте России, в каком направлении от Москвы находится Санкт-Петербург.
Допиши предложение.

Санкт-Петербург находится в северо-западном направлении от Москвы.

Задание 21. Члены клуба, совершая экскурсию, шли от дома Ивановых на северо-восток до реки Татьянки. Повернув на юго-восток, они дошли до дуба. От дуба они повернули на юго-запад и дошли до магазина.
Нарисуй маршрут школьников, используя условные обозначения и план местности.

Ответы к страницам 16 — 17. Ориентирование на местности. Компас

Задание 22. Рассмотри рисунок компаса. Напиши названия его основных частей. Конец стрелки компаса, направленный на север, закрась синим цветом, а на юг — красным.

Ответы к страницам 18 — 20. Тела, вещества, частицы

Задание 25. Дополни схему, которую начала составлять Маша.

Задание 26. Рассмотри рисунки. Напиши названия тел живой и неживой природы.

Живая природа: цветы, бабочка.
Неживая природа: айсберг, сосульки, снежинка, облака.

Допиши предложение.

Айсберг (плавучая ледяная гора), снежинка и сосулька состоят из одного и того же вещества — воды.

Задание 27. Запиши названия разных тел, которые состоят из одного и того же вещества, например древесины. Сравни свой ответ с ответом соседа по парте.

Из древесины: стол, парта, стул, карандаш, указка, шкаф, доска, мольберт.
Неживая природа: айсберг, сосульки, снежинка, облака.

Задание 28. Из каких веществ можно сделать ведро?

Железо, пластмасса, алюминий, древесина.

Задание 29. Как убедиться в том, что кристаллик поваренной соли состоит из мельчайших частиц, невидимых глазом?
Подчеркни верный ответ.

1. Посмотреть на него через лупу.
2. Растворить в воде.
3. Разбить молотком на мелкие частицы.

Ответы к странице 21. Твёрдые вещества, жидкости и газы

Задание 30. Выпиши названия веществ: природный газ, сахар, вода, углекислый газ, кислород, питьевая сода, уксус, древесина, азот.
Выпиши их по группам: твёрдые вещества; жидкости; газы. Дополни каждую группу своими примерами.

Твёрдые вещества: сахар, питьевая сода, древесина, камень.
Жидкости: вода, уксус, нефть.
Газы: природный газ, углекислый газ, кислород, азот, водород.

Напиши названия одного-двух тел, состоящих из веществ, указанных в каждой группе.

Твёрые тела: лёд.
Жидкие тела: озеро, река.
Газообразные тела: пар, облако.

Ответы к странице 22. Вода — необыкновенное вещество.

Задание 31. Допиши текст, заполнив пропуски.

Вода — необыкновенное вещество. В природе она одновременно может находиться во всех трёх состояниях: в жидком, твёрдом и газообразном.
Если мы возьмём стакан воды и перельём её в колбу, то вода примет форму колбы. Частицы воды (молекулы) находятся в постоянном движении. Расстояние между частицами позволяет им свободно перемещаться относительно друг друга, «скользить» и менять своё местоположение. Поэтому вода не сохраняет свою форму.
Этим объясняется одно из основных свойств воды — текучесть, то есть способность течь.

Ответы к странице 23. Свойства воды в жидком состоянии.

Ответы к страницам 24 — 25. Термометр и его устройство.

Урок 8. Слои «твердой» Земли (§6) — Рабочая тетрадь 5 класс

1. Недра Земли.

Задания по рис.1.

1) Подпиши среднее значение радиуса Земли (указан стрелкой): 6,350 км.

2) Измерь радиус круга на рис.1 и определи, во сколько раз он уменьшен относительно радиуса Земли.

3) С помощью циркуля обозначь на рисунке границы между тремя основными внутренними оболочками Земли.

4) В верхней части рисунка подпиши их названия.

5) Заполни таблицу, сделав необходимые расчеты, и укажи в нижней части рис.1 полученные данные для внутренних оболочек Земли.





Показатели   Внутренние оболочки Земли
 ядро мантия земная кора
 Температура, градусах С 4300 700 20-30
 Удаленность границ от центра Земли, км 1300 1600 2900

Задания по рис.2.

1) Укажи границы земной коры.

2) Подпиши значения толщины ее частей (под материками, под океанами).

Впиши пропущенные слова.

Литосфера = литосферные плиты + верхняя часть мантии


2. Строение литосферы.

Задания по рис.3.

1) Обозначь нижнюю границу литосферы.

2) Стрелками покажи направления движений литосферных плит (в областях А, Б, В).

3) Соотнеси (соедини линиями) обозначенные буквами области и процессы, происходящие на границах литосферных плит.

А — Погружение одной плиты под другую.

Б — Столкновение континентальных плит.

В — Раздвижение литосферных плит.


3. Как изучают внутреннее строение Земли.

Дополни схему.


Школа географа-следопыта.

Создай модель «твердой» Земли.

План работы.

1) Из пластилина сделай трафареты, которые помогут выделить ядро, мантию и земную кору. Предположим, что мы хотим сделать модель Земли, уменьшенную в 200 млн раз. Тогда радиус нашей модели будет равен 6371 км : 200 000 000 = 637 100 000 см : 200 000 000 = 3,2 см. Радиус ядра будет равен  3470 кс : 200 000 000 = 347 000 000 : 200 000 000 = 1,7 см. А радиус ядра с мантией будет равен (6371 — 41) км : 200 000 000 = 633 000 000 : 200 000 000 = 3,2 см.

2) Сделай с помощью трафаретов сначала ядро, а затем ядро с мантией.

3) Покрой модель тончайшим слоем (меньше 1 мм) пластилина синего цвета (океана) и коричневого цвета (земной коры).

4) Стекой выложи дольку так, чтобы на модели было видно внутреннее строение Земли.

5) Прикрепи тонку палочку (например, бамбуковую) длиой 10-15 см так, чтобы получилась земная ось.

6) Сделай подставку и закрепи на ней модель Земли. Ось твоей модели должна быть наклонена под углом 66,5 градусов к подставке.


Спортивное ориентирование в Мурманске и области


1.1. Стороны горизонта. Компас. Понятие азимута.

Всем нам известны четыре стороны горизонта. Это север, юг, восток и запад. Когда мы хотим указать кому-нибудь направление, мы говорим: «Простоквашино расположено к востокуот автобусной остановки, в получасе ходьбы». И нашему собеседнику сразу понятно, как найти Простоквашино.

И вот наш знакомый вышел из автобусаи направилсяна восток.Как он это сделал? Какими способами можно определить стороны горизонта? Есть много способов: по Солнцу, по звездному небу, по деревьям и муравейникам.Но мыс вами будем рассматривать самый надежный и верный способ определения сторон горизонта — с помощью магнитного компаса.

Наша Земля представляет собой огромный магнит. И если взять намагниченную стрелку и датьей возможность свободно вращаться, то она одним своим концом укажет на юг, а другимна север.

Чтобы не перепутать восток и запад, представьте себе географическую карту нашей страны. Вверху — северные льды. Внизу — южные степи и пустыни. Справа Дальний Восток, и далее Япония — страна Восходящего Солнца. Вос-ход — ВОС-ТОК.

Слева же расположены западные Европейские страны. Слева — ЗАПАД.

Часто бывает так, что четырех сторон горизонта оказывается недостаточно для указания направления. Например, если нужно идти «наискосок» между югом и западом.Это направление называют юго-западом.

Таким образом, мы с вами знаем четыре основные (СЕВЕР, ЮГ, ВОСТОК и ЗАПАД)и четыре дополнительные (СЕВЕРО-ВОСТОК,ЮГО-ВОСТОК,ЮГО-ЗАПАДи СЕВЕРО-ЗАПАД) стороны горизонта.

Но что же делать, если необходимо совершенно точно указать направление? Представим, что мы стоимв центре окружности, которая разбита на 360 равных частей. Метка, расположенная к северуот нас, получает номер 0, следующая по часовой стрелке метка (вправо от северной метки) получает номер 1 и так далее. Пронумеровав весь круг, мы увидим, что востоку соответствует номер 90, югу — 180,западу — 270. А север, как уже было сказано, 0. Теперь, если мы мысленно проведем линию в сторону интересующего нас направления, эта линия пересечет окружность поблизости от однойиз меток, например 125. Тогда говорят, что азимут на предмет составляет 125 градусов.

Угловую величину, равную 1/360 окружности, принято называть градусом и обозначать вот так: °. В градусах измеряются любые угловые величины.

Попробуем теперь дать определение, что такое азимут на предмет.

Азимутом будем называть угол между направлением на севери заданным направлением, отсчитанный по часовой стрелке.

Для измерения азимута необходимо иметь компас и транспортир.

Транспортир — это чертежный инструмент, представляющий собой окружность или полуокружность с нанесеннойна нее градусной шкалой.

Транспортир необходимо расположить так, чтобы его нулевая отметка была направлена на север. Затем мысленно провести прямую из центра транспортира на местный предмет. Точка пересечения воображаемой линии и шкалы даст искомый азимут (рис. 113.) Для облегчения взятия азимута спортивный жидкостный компас имеет градусную шкалу и линейку.

Задания для самостоятельной работы.

  • Возьмите политическую карту мира (например из школьного географического атласа). Начинайте «ориентирование» из России. Пусть ваш товарищ говорит, в какую сторону вы должны двигаться, например: запад, юг, юго-восток и т. д. Мысленноили с помощью указки«переходите» в соседнее государство, в указанном товарищем направлении. В какой стране вы оказались?
  • Расскажите теперь, как попасть из Ирана во Францию. В какие стороны горизонта нужно двигаться?
  • Теперь попробуйте путешествовать по карте, используя направления (азимуты), выраженные в градусах.
  • А теперь напишите цепочку азимутов для путешествия из одной страны в другую.
  • Написал Алексей Абрамов kontur.tk

1.2. Схематическое изображение местности. Карта.

Множество людей различных профессий не могут обойтись без карты: строители, лесничие, военные, историки, геологи, экономисты, работники сельского хозяйства и транспорта и многие другие. Прежде чем карта приняла привычный для нас вид, она прошла долгий путь развития. Сначала объекты местности показывались на ней в виде картинок, затем карта стала напоминать вид местности сверху.

Современная карта использует специальный набор условных знаков, легко читается и удобна в использовании. >Можно пофантазировать. Возьмем какой-нибудь;участокместности и уменьшим егодо таких размеров,чтобы он поместился на столе. Наверное, такая «карта» очень точно будет отображать соответствующую местность. Но пользоваться ею будет неудобно. Попробуем теперь сделать карту, которую будет удобно переносить, сохранив точность и содержательность.Для этого нужно все предметы местности, имеющие высоту, изобразить на картев виде плоских рисунков. Но и такие ориентиры как дороги, тоже хотелось бы изобразить более просто.То есть, нужны условные знаки. С условными знаками спортивных карт нам предстоит познакомиться в дальнейшем.

Е. И. Иванов — известный спортсмен-ориентировщик, судья и тренер,в своей книге «Начальная подготовка ориентировщика» пишет: «Читать карту — значит переводить знаки, изображенные на ней,в реальные предметы, имеющиеся на местности».

Зная условные знаки, обладая развитым воображением, человек может, глядя в карту, представлять конкретные ориентиры — дороги, поля, заросли, болота и т. п.

Кроме местных предметов на карту обязательно наносятся линии, показывающие направление юг-север. Северные линии на спортивных картах направлены на северный магнитный полюс, то есть так же, как магнитная стрелка компаса.

Все объекты местности, все расстояния уменьшены на картев одинаковое количество раз. Например, если расстояние от остановкидо Простоквашино — 3 километра,и наша карта уменьшена в 100 тысяч раз, то на карте расстояние от остановкидо Простоквашино будет равно 3 сантиметрам. А если озеро рядом с Простоквашино500 метровв диаметре, то на карте оно будет иметь диаметр 5 мм. Точно так же ровно в 100 тысяч раз будут уменьшены и все другие объекты местности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

По условным знакам, изображенным на карте, можно представить реальные объекты местности.

Равным расстояниям на карте соответствуют равные расстояния на местности.

Любой угол, а значити азимут, измеренный на местности, равен соответствующему углу, измеренному на карте.

Задания для самостоятельной работы.

  • Найдите на карте города свой дом, свою школу, свой спортивный клуб и т. п. Нарисуйте свой путь из дома в школу, в секцию, к друзьям и т. п.
  • Пусть кто-нибудь покажетвам на карте города объект, расположенный недалеко от вашего дома (магазин, переулок, детскую площадку). Пользуясь картой города, побывайте в этом месте.
  • Погуляйте с другом или тренером по городу, отслеживая его путь по карте.
  • Посоревнуйтесь с друзьями.  Нужно придумать маршруты с контрольными пунктами на перекрестках по карте города. Пройдите по маршруту, запишите в карточке номера угловых домов. Бросьте в почтовый ящикконверт с правильным ответом в адрес друга или тренера.
  • Написал Алексей Абрамов kontur.tk


Ориентирование карты.

Оказавшись в незнакомой местности, прежде всего нужно сориентировать карту: её устанавливают так, чтобы линии север-югна карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении, куда указывает северный конец стрелки компаса.

После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности. После этого можно приступать к „чтению» карты — сопоставлять местность с картойи картус местностью. „Чтение» карты. Умение быстро читать и правильно понимать карту — сложный технический навык. Читают карту только в сориентированном положении и только по ходу, т. е.в направлении движения. Особенность спортивных карт — читаемость с любого направления и даже „вверх ногами».

Учиться чтению карт лучше всего на местностис хорошей обзорностью, в движении по дорогам или просекам, а также при азимутном ходе. Движение „по большому пальцу» -большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данныймомент — существенно облегчает процесс чтения карты, особенно новичкам.

При чтении карты все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные.К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками (камни, ямы, родники, группы деревьев и т. п.).У линейныхориентиров — дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины -протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры -пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты.

Важную роль при чтении карты играет „память карты», т. е. способность быстро запечатлевать и сохранять образ карты или местности. „Память карты» позволяет реже обращаться к карте, меньше тратить времени на сличение ее с местностью при определении своего стояния, выборе пути. Карта с компасом онлайн

§ 3. Пространственные схемы и диктанты

§ 3. Пространственные схемы и диктанты

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.

60. Двигательный диктант (по шагам), например: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т. д.

61. Психолог диктует траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, класса, улицы и т.  д.). На следующих этапах нужно научить ребенка работе с картой города, мира, Вселенной.

В целом развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений. При необходимости проведите сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажите верх, низ, все углы. Потом нарисуйте такой дом на листе бумаги; обсудите и подпишите вместе с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Затем попросите ребенка сделать то же самое по памяти, но на чистом листе бумаги.


62. «Поставь фигуру в угол». Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д. Определить, какие углы еще не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».

63. «Покажи направление». Научите ребенка показывать направления рукой (потом — только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем — по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.  д.).

64. «Куда указывает стрелка?». Предложите ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их. Аналогично — нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.

65. «Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем — прямую линию в левый нижний угол» и т. д.

На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку — «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым). Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.

66. «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак „+“ от первой точки снизу, от второй — сверху, от третьей — справа, от четвертой — слева». Аналогично — с двумя разными знаками.

67. «Стрелки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй — вправо, от третьей — влево, от четвертой — вверх». Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.

68. «Соедини точки». Инструкция: «На двух строчках отметь по 8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи пальцем каждый из них».

В первом квадрате надо выделить карандашом первую верхнюю точку, потом — первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.

Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем — вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.

В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (в правый нижний угол).

В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх (в правый верхний угол).

Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.

69. «Графические диктанты». Психолог диктует: «Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо…две — вниз…одну — влево» и т. д. Более сложный вариант — движение по диагональным направлениям, например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну — налево вниз». Фигуры для диктантов, вначале простые, должны постепенно усложняться.

Каждый психолог легко может сам разрисовать по клеточкам различные орнаменты, фигуры, буквы и т. п., чтобы использовать их для диктанта. Дети с большим удовольствием занимаются этой работой. «Графические диктанты» рекомендуется выполнять следующим образом:

• сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем — левой рукой;

• ребенок рисует в направлении, противоположном тому, которое называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен как игра «Непослушный ученик»;

• после того как освоено выполнение графических диктантов одной рукой, переходят к их двуручному написанию: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки — в сторону, противоположную той, которая указана в инструкции; после этого правая рука — по инструкции, а левая — в противоположную сторону и наоборот;

• по команде взрослого дети рисуют часть направлений в соответствии с инструкцией, а другую часть — в противоположном направлении, затем — снова в заданном направлении и т. д.

Обязательно предложите ребенку самому подиктовать графический диктант вам или другим детям, а потом проверить работу.







Данный текст является ознакомительным фрагментом.




Продолжение на ЛитРес








Практические работы по познанию мира 3 класс

Практическая работа № 4

Тема: «Прогноз погоды. Определение направления ветра, температуры воздуха»

Класс: 3

Дата проведения:_______________________

Оборудование:

Цель: Наблюдение за движением воздуха- ветром его проявление

Задачи:

— В процессе наблюдения определить характеристики ветра (какой

Ход практической работы:

— Что такое ветер? ………………………………………………………..

………………………………………………………………………………

— Как рождается ветер?…………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………….

—Каким бывает ветер?……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

— Определи и обозначь направления ветра:

……….. ………. ……… ………

Опыт№2.

-составь описание погоды по плану:

Дата, год……………………………………………………………………

Температура ………………………………………………………………

Облака ………………………………………………………. ……………….

Осадки ……………………………………………………………………

Ветер……………………………………………………………………

-заполни схему «Наблюдение погоды», используя слова-подсказки.

……………… ………………… ……………………

…………………………..

Слова- подсказки: информирование населения, составление специальных карт о погоде, измерения и наблюдения погоды на станциях, составление прогноза.

Вывод:………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

Практическая работа № 4

Тема: «Прогноз погоды. Определение направления ветра, температуры воздуха»

Класс: 3

Дата проведения:_______________________

Оборудование:

Цель: Наблюдение за движением воздуха- ветром его проявление

Задачи:

— В процессе наблюдения определить характеристики ветра (какой

Ход практической работы:

— Что такое ветер? ……………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

— Как рождается ветер?. ………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

—Каким бывает ветер?………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………..

— Определи и обозначь направления ветра:

……….. ………. ……… ………

Опыт№2.

-составь описание погоды по плану:

Дата, год……………………………………………………………

Температура ………………………………………………………………….

Облака …………………………………………………………………

Осадки ………………………………………………………………………

Ветер………………………………………………………………………

-заполни схему «Наблюдение погоды», используя слова-подсказки.

…………………. …………………. ………………………

…………………………..

Слова- подсказки: информирование населения, составление специальных карт о погоде, измерения и наблюдения погоды на станциях, составление прогноза.

Вывод:……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Игры и упражнения для развития оптико-пространственного восприятия → Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения

 1 Этап. Освоение телесного пространства.

«Выше – ниже». Стоя перед зеркалом, ребенок и педагог  вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают  и называют то, что «выше, чем…»; «ниже, чем…». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и,  наконец, с закрытыми глазами.

     «Спереди – сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос. грудь, бровь и.т.д.). Аналогично – сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.

«Дальше – ближе». Педагог предлагает ребенку назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем…»,  «дальше, чем…», «ближе, чем…, но дальше, чем…».

«Право – лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и. т.д. находятся с той же стороны, что правая и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных  упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше  делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем – с левой рукой. После этого – в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву и т. д.».

«Путаница». Педагог намерено показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнений становится сам ребенок; он показывает упражнения другим и контролирует их выполнение.

    2 Этап. Осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

     «Движения в нижней зоне».  Сюжетный контекст – «Пустыня».
 Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками.  
    «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст – «Царство животных».
Каждый ребенок выполняет то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы.
 Желательно, чтобы выполнению этого задания предшествовала работа по  обогащению словаря ребенка прилагательными и наречиями, с целью осуществления им  вербальной характеристики  выполняемых движений. 
    «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст – «Царство птиц».
«Синица» — мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.
«Орел» — сильные, мощные движения в широком диапазоне (пространственном и телесном). 
«Лебедь» — плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики.
«Птичий двор» — дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют  друг с другом.
Рекомендации: в конце каждой волшебной игры – превращения: «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц» — необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя.

    3 Этап. Определение направлений в пространстве относительно своего тела.

«Движения в одном направлении».  Педагог предлагает ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, присесть на правое колено, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо и т.д. Так же отрабатываются другие направления – слева, сверху,  спереди и сзади.

«Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам понадобиться большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон – игроки. Игрок командует водящему: «Направо!». Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»).

«Кто где стоит?». В эту игру могут играть не менее трех человек. Ставится задача – обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?»

Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.
«Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а педагога – диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
«Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз и т.д.». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не  налево, а направо.

    4 Этап. Ориентация других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

«Капризный фотограф». Педагог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
 «Беги на новое место». Дети встают в колонну. Педагог или ребенок – ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой   ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед. 
«Собираем урожай». Педагог раскладывает перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь».
На данном этапе ребенок знакомится со схемой тела человека, стоящего напротив, что вызывает у него значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. В соответствии с этим, необходимо убедить детей на практике, что у человека стоящего напротив, «все наоборот»: «Право – где у меня лево, а лево – где право».
Для решения  выше поставленной задачи, целесообразно использовать следующие приемы:
А. Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.
Б. Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные поднимают свою правую руку и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своими, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих напротив друг друга.

     5 Этап. Двигательные диктанты и графические схемы.

         «Поставь фигуру в угол». Педагог предлагает ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д.  Определить,  какие еще углы не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом углу».  
       «Куда указывает стрелка?». Педагог предлагает ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых  вами направлениях, и назвать их. Аналогично – нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.
      «Проведи линию». По инструкции педагога ребенок проводит определенные линии: прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д. (в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги). Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем – прямую линию в левый нижний угол».
        На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку – «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым).
Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.
     «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+»  от первой точки снизу, от третьей – справа, от четвертой – слева». Аналогично – с двумя разными знаками.
      «Соедини точки». Инструкция: «На двух строчках отметь по 8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи пальцем каждый из них».
       «Графические диктанты». Педагог диктует: «Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо, …две – вниз, … одну – влево» и т.д. Более сложный: «направо вверх, две клетки направо, одну – налево вниз». Фигуры для диктантов, вначале простые, должны усложняться.

    6 Этап. Конструирование и копирование.

        Данный этап  является  неотъемлемой частью формирования и развития пространственных функций, на этом этапе ребенок выполняет упражнения, в процессе которых может творчески манипулировать разнообразными объектами.  Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего»,  пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.д. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки. 
       «Я  —  конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву. Цифру или орнаменты.
       «Копирование фигур».
А. Копирование простых различных фигур.
Б. Копирование сложных фигур и изображений.
Сначала фигура анализируется совместно  педагогом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования.
В. Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180 градусов. Поворот на 90 может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180 – «Нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка. Если они выполнены с соблюдением масштаба. Например, на бумаге в клетку.

    7 Этап. «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые инструкции.

      «Положи ручку». Педагог дает ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.
     «Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь…, а стол…»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш. Обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).
   Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз попросите называть только соответствующий предлог.
     «Нарисуй предлог». Педагог  предлагает ребенку  нарисовать (не написать)  предлоги удобным для него способом.
     «Зашифрованное послание». Ребенок должен прочитать послание, содержание которого ясно из рисунка.
     «Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка — под волком, а выше всех – лев. Ребенок расселяет жильцов. Потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.
    «Новоселье». Освоив предыдущее упражнение. Ребенок по представлению решает такие задачки:
   «В теремке поселились: лягушка – под мышкой, зайчик – над лисичкой, а мышка – под лисичкой. Кто на каком этаже живет?».
    «Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этажа должна жить одна семья: Борисовы – под Карповыми, Ивановы – над Черновыми, а Карповы – под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры».
      На следующем этапе ребенок овладевает ориентацией в линейной последовательности сначала предметного, а затем числового ряда в направлении слева направо. 
     «Разложи по порядку». Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет ананас, вторым —  яблоко, третьей – клубника (до десяти изображений)». Затем стрелкой слева направо обозначается направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него.  Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка. 
      «Пронумеруем ряд». Пронумеруем ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком найдите число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее). 
       При этом акцент делается на то, что, определяя число, стоящее «за» и «перед» каким-либо, мы движемся соответственно по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа налево). Точно так же отрабатывается понимание того, что число «перед» находится  слева от эталона в числовом ряду, а число «после» — справа.
      «Соседи» нашего числа». Педагог вместе с ребенком называет «соседей любого числа». Они устанавливают, что число справа больше заданного, а число слева меньше. Затем взрослый называет число, а ребенок показывает числа, стоящие слева (справа), и называет их. Делается вывод о величине этих чисел.

«Что было раньше?». Пусть ребенок определит,  какое событие произошло раньше. Какое позже: «После того как подул ветер, форточка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином».
«Кто старше?» «Покажи на рисунке, кто кого старше, моложе (и т.п.)». Здесь можно использовать любой подходящий стимульный материал. «Оля старше Сережи и моложе Кати. Где на рисунке Оля, Катя, Сережа?».

http://logomag.ru/

Карточки по географии Гидросфера ( 6 класс)

География 6 класс.

Дополнительные домашние задания по теме «Гидросфера»

ПОНЯТИЕ О ГИДРОСФЕРЕ. МИРОВОЙ ОКЕАН.

1.

1. На диаграмме закрась соленую морскую воду зеленым цветом, а пресную — голубым

2. На рисунке поставь в кружочки номера

процессов: 1 — испаряется, 2 — переносится,

3- выпадает на землю, 4, стекает, 5 — просачивается.

3. Заполни таблицу:

Название океана

Какие материки омывает

Наибольшая глубина

Тихий

Атлантический

Индийский

Северный Ледовитый

4. Заполни таблицу:

Название моря

Частью какого океана является

Внутреннее или окраинное

Баренцево

Карское

Балтийское

Средиземное

Черное

Красное

Карибское

Берингово

Охотское

Японское

5. На рисунке цифрами обозначь: 1 — береговую линию, 2- залив, 3 — пролив, 4 — остров, 5- полуостров.

СВОЙСТВА ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА.

1. Дополните в схему виды движения вод в океане и их причины:

2. Как изменяется температура воды в океане?

3. Что такое соленость воды?

4. В каких единицах измеряется соленость?

5. Какое количество соли можно получить из 2 тонн воды Балтийского моря, если его соленость равна 11 профилей?

По блоку 11 баллов.

ВОДЫ СУШИ.

1. Дай определение понятий:

— река

— озеро

— ледник

— подземные воды

2. на рисунке изображена речная система. Главная река берет начало из озера. Обозначь цифрами на рисунке: 1 — исток, 2 — устье, 3 — правые притоки, 4 — левый приток.

3. на карте красным цветом закрась города, расположенные на правых берегах рек, синим — на левых. Стрелкой покажи направление течения рек.

4. Заполни таблицу:

Название реки

На каком материке протекает

Где начинается

Куда впадает

Волга

Обь

Енисей

Хуанхэ

Амударья

Амазонка

Миссисипи

Нил

Конго

Нигер

5. Какие условия необходимы для образования подземных вод?

6. Что называют водоносным слоем?

7. Что называют водоупорным слоем?

8. Нарисуй схему межпластовых и грунтовых вод:

9. Самое глубокое озеро мира — ________________ ,самое большое озеро мира _________________________.

10. На рисунке пририсуй к озерам реки, стрелками покажи направление их течения. Пусть первое озеро будет сточным, второе — бессточным.

1

2

Проверь свои знания по теме «Гидросфера»

Выбери правильные ответы и отметь их.

1. Гидросфера — это воздушная оболочка Земли.

2. Мировой океан — основная часть гидросферы.

3. Полуостров — участок суши, со всех сторон окруженный водой.

4. Материки и острова делят Мировой океан на четыре части — океана.

5. Самый большой океан — Северный Ледовитый.

6. Окраинным морем называют море, далеко вдающееся в материк.

7. соленость воды — это количество граммов вещества, растворенных

в 1 литре воды.

8. Океаническая вода замерзает при 0 градусов.

9. Одна из главных причин движения вод в океане — ветер.

10. Цунами образуется из-за подводных землетрясений.

11. Океанические течения — перемещение воды в горизонтальном направлении на большие расстояния.

12. Для образования подземных вод необходимы два условия: атмосферные осадки и водопроницаемость горных пород.

13. Воду, находящуюся между двумя водоупорными пластами, называют грунтовой.

14. река — поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

15.Водораздел — площадь суши, с которого вода стекает в одну реку.

16. Озеро — скопление воды в природном углублении на суше.

17. Самое большое озеро в мире — Каспийское.

18. Ледник — это скопление пресного льда на суше.

19. водохранилища — природные водоемы.

20. Ледники образуются только высоко в горах.

Использование стрелок силы в физических диаграммах — видео и стенограмма урока

Рисование стрелок силы

Стрелки силы используются для обозначения величины и направления сил. Длина стрелки соответствует величине силы, более длинные стрелки указывают силы с большей величиной. Направление стрелки соответствует фактическому направлению приложения силы. Силовые стрелки используются учеными и инженерами для предсказания движения объекта на основе приложенных к нему сил.

Вернемся на мгновение к Амилю и его ящику. Чтобы представить силу, которую он прилагает к коробке, мы можем нарисовать рамку, а затем показать силу с помощью стрелки силы, например:

Как бы изменилась наша стрелка силы, если бы он толкнул коробку с вдвое большей силой? Поскольку величина силы удваивается, длина стрелки силы также должна быть увеличена вдвое.

А что, если бы он не толкался прямо вправо, а вместо этого его руки образовали бы угол 30 градусов с землей? В этом случае направление стрелки силы необходимо изменить, чтобы показать направление приложения силы.

Диаграммы свободного тела

Во многих физических задачах важно точно определить все силы, которые действуют на объект. Эти силы затем изображаются стрелками силы на рисунке, который называется диаграммой свободного тела. Чтобы создать диаграмму свободного тела объекта, вам нужно сначала определить все силы, которые действуют на объект.

Давайте попробуем определить все силы, которые действуют на ящик Амила с книгами.Вы уже знаете, что Амил применяет силу к книгам, но это не единственная сила, которая действует на коробку с книгами. Гравитация Земли отвечает за силу, которая притягивает коробку и не дает ей улететь.

Кроме того, пол толкает коробку вверх, и между коробкой и полом возникает некоторое трение, которое приводит к силе трения, направленной в направлении, противоположном направлению движения коробки.

Вы можете отобразить все эти силы на диаграмме свободного тела коробки, а затем использовать ее для прогнозирования движения коробки.

Эти стрелки силы говорят вам кое-что о том, как будет двигаться ящик. В этом случае, поскольку сила толчка Амила больше силы трения, коробка будет ускоряться при движении вправо.

Что, если он вдруг перестанет толкать? Совершенно ясно, что коробка замедлится и остановится, если это произойдет, но диаграмма свободного тела может помочь объяснить, почему это происходит.

Теперь вы можете видеть, что чистая сила действует слева, а не справа.Это означает, что если ящик изначально двигался влево, когда он перестал толкать его, он замедлится и в конечном итоге остановится.

Резюме урока

Хорошо, давайте на минутку вспомним, что мы узнали. Сила — это толчок или притяжение, изменяющее движение объекта. Силы могут заставить объекты двигаться или останавливаться, заставлять объекты, которые уже движутся, ускоряться или замедляться, или заставлять объекты менять направление.

Как мы также узнали, стрелки силы используются для обозначения величины и направления сил.Величина силы — это общая величина приложенной силы, которая соответствует длине стрелки силы. Направление , или направление, в котором действует сила, не менее важно, и стрелка силы всегда должна быть направлена ​​в том же направлении, в котором действует сила.

Force стрелки | IOPSpark

Force Arrows

Силы и движение

Силовые стрелки

Повествование о физике
для 5-11
11–14

Использование стрелок для обозначения сил

К настоящему времени вы заметили, что мы используем стрелки для обозначения сил.Эти стрелки силы (или векторы силы, как их называют в книгах по физике) очень полезны, потому что их можно использовать для представления двух основных характеристик любой силы:

  • Направление действия силы показано стрелкой.
  • Размер силы показан длиной стрелки (чем длиннее стрелка, тем больше сила).

Третье соглашение, которое необходимо соблюдать при рисовании диаграмм сил, определяет расположение стрелок силы:

  • Каждая стрелка нарисована так, что начинается с точки, в которой действует сила.

Также будет полезно всегда рисовать силы в определенном стиле (в физике на диаграммах должно быть много стрелок, а не все силы). Вы также можете выбрать цвет, чтобы показать вид взаимодействия, которое заменяет сила.

Важный навык — уметь добавлять стрелы по мере необходимости — и не больше, чем нужно. Во взаимодействиях между объектом и его средой есть ключи, которые помогут вам определить силы. Позже мы увидим, что это за подсказки — подробнее об этом во 2 и 3 эпизодах.

Добавление стрелок в простую ситуацию

Подумайте о силах, действующих на книгу, лежащую на столе.

Толчок стола к книге вверх действует на нижнюю поверхность книги, и стрелка силы тянется с этой нижней поверхности.

Нисходящее притяжение Земли (гравитационное притяжение Земли) на книгу принимается как действующее через центр книги, и стрелка силы проводится из этой центральной точки.

Умение рисовать стрелки для описания войск — важный навык.Упражнения в разделе «Подходы к обучению» предназначены для того, чтобы помочь ученикам практиковать идентифицирующие силы с помощью вырезанных стрелок на карточках, используя эти стрелки для отображения сил на диаграмме сил.

Чертеж диаграмм свободного тела

Диаграммы свободного тела — это диаграммы, используемые для отображения относительной величины и направления всех сил, действующих на объект в данной ситуации.Диаграмма свободного тела — это особый пример векторных диаграмм, которые обсуждались в предыдущем разделе. Эти диаграммы будут использоваться на протяжении всего нашего изучения физики. Размер стрелки на диаграмме свободного тела отражает величину силы. Направление стрелки показывает направление действия силы. Каждая стрелка силы на диаграмме помечена, чтобы указать точный тип силы. Обычно на диаграмме свободного тела объект представляет собой прямоугольник и стрелку силы проводят от центра прямоугольника наружу в направлении, в котором действует сила.Пример диаграммы свободного тела показан справа

На приведенной выше диаграмме свободного тела показаны четыре силы, действующие на объект. Объекты не обязательно всегда имеют четыре силы, действующие на них. Бывают случаи, когда количество сил, изображенных на диаграмме свободного тела, будет равно одному, двум или трем. Не существует жесткого правила относительно количества сил, которые должны быть изображены на диаграмме свободного тела. Единственное правило рисования диаграмм свободного тела — изобразить все силы, которые существуют для этого объекта в данной ситуации.Таким образом, для построения диаграмм свободного тела чрезвычайно важно знать различные типы сил. Если вам дано описание физической ситуации, начните с использования вашего понимания типов сил, чтобы определить, какие силы присутствуют. Затем определите направление, в котором действует каждая сила. Наконец, нарисуйте прямоугольник и добавьте стрелки для каждой существующей силы в соответствующем направлении; Обозначьте каждую стрелку силы в соответствии с ее типом. При необходимости обратитесь к списку сил и их описанию, чтобы понять различные типы сил и их соответствующие символы.

Мы хотели бы предложить …

Иногда просто прочитать об этом недостаточно. Вы должны с ним взаимодействовать! И это именно то, что вы делаете, когда используете один из интерактивных материалов The Physics Classroom. Мы хотели бы предложить вам совместить чтение этой страницы с использованием нашей интерактивной диаграммы свободного тела. Вы можете найти его в разделе Physics Interactives на нашем сайте.Интерактивная диаграмма свободного тела позволяет учащемуся попрактиковаться в определении сил, действующих на объект, и выразить такое понимание путем построения диаграммы свободного тела.

Практика

Примените метод, описанный в параграфе выше, для построения диаграмм свободного тела для различных ситуаций, описанных ниже. Ответы показаны и объяснены внизу этой страницы.

  1. Книга покоится на столе. Изобразите силы, действующие на книгу. Смотрите ответ.
  2. Гимнастка держится за перекладину, неподвижно подвешена в воздухе. Штанга поддерживается двумя веревками, прикрепленными к потолку. Изобразите силы, действующие на комбинацию гимнастки и перекладины. Смотрите ответ.
  3. Яйцо свободно падает из гнезда на дереве. Пренебрегайте сопротивлением воздуха. Изобразите силы, действующие на яйцо при его падении.Смотрите ответ.
  4. Белка-летяга летит (без закрылков) с дерева на землю с постоянной скоростью. Учитывайте сопротивление воздуха. Изобразите силы, действующие на белку. Смотрите ответ.
  5. К книге прилагается сила, направленная вправо, чтобы перемещать ее по столу с ускорением вправо. Учитывайте силы трения. Пренебрегайте сопротивлением воздуха. Изобразите силы, действующие на книгу. Смотрите ответ.
  6. К книге прилагается сила, направленная вправо, чтобы перемещать ее по столу с постоянной скоростью.Учитывайте силы трения. Пренебрегайте сопротивлением воздуха. Изобразите силы, действующие на книгу. Смотрите ответ.
  7. Студент колледжа кладет рюкзак на плечо. Рюкзак неподвижно подвешивается на одной лямке с одного плеча. Изобразите вертикальные силы, действующие на рюкзак. Смотрите ответ.
  8. Парашютист спускается с постоянной скоростью. Учитывайте сопротивление воздуха. Изобразите силы, действующие на парашютиста. Смотрите ответ.
  9. Сила приложена справа, чтобы тащить сани по рыхлому снегу с ускорением вправо.Пренебрегайте сопротивлением воздуха. Изобразите силы, действующие на салазки. Смотрите ответ.
  10. Футбольный мяч движется вверх к своей вершине после того, как игрок его загрузил. Пренебрегайте сопротивлением воздуха. Изобразите силы, действующие на футбольный мяч, когда он поднимается вверх к своей вершине. Смотрите ответ.
  11. Автомобиль движется вправо и снижает скорость. Пренебрегайте сопротивлением воздуха. Изобразите силы, действующие на автомобиль. Смотрите ответ.

ответов

Здесь показаны ответы на вышеупомянутое упражнение.Если вы испытываете трудности с рисованием диаграмм свободного тела, вам следует об этом позаботиться. Продолжайте просматривать список сил и их описание, а также эту страницу, чтобы получить удобство при построении диаграмм свободного тела.

1. Книга покоится на столе. Диаграмма свободного тела для этой ситуации выглядит так:

Вернуться к вопросам

Вернуться к информации о диаграммах свободного тела

Возврат к онлайн-списку описаний сил

2.Гимнастка, держась за перекладину, неподвижно висит в воздухе. Штанга поддерживается двумя веревками, прикрепленными к потолку. Изобразите силы, действующие на комбинацию гимнастки и перекладины. Диаграмма свободного тела для этой ситуации выглядит так:

Вернуться к вопросам

Вернуться к информации о диаграммах свободного тела

Возврат к онлайн-списку описаний сил

3. Яйцо свободно падает из гнезда на дереве.Пренебрегайте сопротивлением воздуха. Диаграмма свободного тела для этой ситуации выглядит так:

Вернуться к вопросам

Вернуться к информации о диаграммах свободного тела

Возврат к онлайн-списку описаний сил

4. Белка-летяга скользит (без закрылков) с дерева на землю с постоянной скоростью. Учитывайте сопротивление воздуха. Диаграмма свободного тела для этой ситуации выглядит так:

Вернуться к вопросам

Вернуться к информации о диаграммах свободного тела

Возврат к онлайн-списку описаний сил

5.К книге прилагается сила, направленная вправо, чтобы перемещать ее по столу с ускорением вправо. Учитывайте силы трения. Пренебрегайте сопротивлением воздуха. Диаграмма свободного тела для этой ситуации выглядит так:

Вернуться к вопросам

Вернуться к информации о диаграммах свободного тела

Возврат к онлайн-списку описаний сил

6. К книге прилагается сила, направленная вправо, чтобы перемещать ее по столу с постоянной скоростью.Учитывайте силы трения. Пренебрегайте сопротивлением воздуха. Диаграмма свободного тела для этой ситуации выглядит так:

Вернуться к вопросам

Вернуться к информации о диаграммах свободного тела

Возврат к онлайн-списку описаний сил

7. Студент колледжа кладет рюкзак на плечо. Рюкзак неподвижно подвешивается на одной лямке с одного плеча. Диаграмма свободного тела для этой ситуации выглядит так:

Вернуться к вопросам

Вернуться к информации о диаграммах свободного тела

Возврат к онлайн-списку описаний сил

8.Парашютист спускается с постоянной скоростью. Учитывайте сопротивление воздуха. Диаграмма свободного тела для этой ситуации выглядит так:

Вернуться к вопросам

Вернуться к информации о диаграммах свободного тела

Возврат к онлайн-списку описаний сил

9. Сила, приложенная вправо, тянет сани по рыхлому снегу с ускорением вправо. Пренебрегайте сопротивлением воздуха.Диаграмма свободного тела для этой ситуации выглядит так:

Вернуться к вопросам

Вернуться к информации о диаграммах свободного тела

Возврат к онлайн-списку описаний сил

10. Футбольный мяч движется вверх к своей вершине после того, как игрок его загрузил. Пренебрегайте сопротивлением воздуха. Диаграмма свободного тела для этой ситуации выглядит так:

Вернуться к вопросам

Вернуться к информации о диаграммах свободного тела

Возврат к онлайн-списку описаний сил

11.Автомобиль движется вправо и сбавляет скорость. Пренебрегайте сопротивлением воздуха. Диаграмма свободного тела для этой ситуации выглядит так:

Вернуться к вопросам

Вернуться к информации о диаграммах свободного тела

Возврат к онлайн-списку описаний сил

Что такое стрелочная диаграмма? Сети активности, графики CPM и PERT

Глоссарий качества Определение: стрелочная диаграмма

Также называется: активность на стрелочной диаграмме, диаграмма сети активности, диаграмма сети, диаграмма активности, диаграмма узлов, диаграмма CPM (метод критического пути)

Вариант: PERT (методика оценки и анализа программ) диаграмма

Стрелочная диаграмма — это инструмент для построения диаграмм процессов, используемый для определения оптимальной последовательности событий и их взаимосвязи.Он используется для планирования и определения критического пути через узлы. Метод стрелочной диаграммы показывает требуемый порядок задач в проекте или процессе, лучший график для всего проекта, а также потенциальные проблемы планирования и ресурсов и их решения. Стрелочная диаграмма позволяет рассчитать «критический путь» проекта — поток критических шагов, задержки в которых могут повлиять на сроки всего проекта, а добавление ресурсов может ускорить проект.

Когда использовать стрелочную диаграмму

  • При планировании и мониторинге задач в рамках сложного проекта или процесса со взаимосвязанными задачами и ресурсами
  • Когда вы знаете шаги проекта или процесса, их последовательность и продолжительность каждого шага
  • Когда график проекта имеет решающее значение, с серьезными последствиями для позднего завершения проекта или значительного преимущества для завершения проекта в начале

Схема со стрелками

Необходимые материалы: стикеры или карточки, маркеры и большая поверхность для письма (газетная бумага или флипчарт).

Рисование сети

  1. Перечислите все необходимые задачи в проекте или процессе. Один из способов — написать каждую задачу на верхней половине карточки или стикера. Поперек середины карточки нарисуйте горизонтальную стрелку, указывающую вправо.
  2. Определите правильную последовательность задач. Для этого задайте по три вопроса для каждой задачи:
    • Какие задачи должны быть выполнены перед тем, как это можно будет начать?
    • Какие задачи можно выполнять одновременно с этим?
    • Какие задачи должны выполняться сразу после этого?
      Совет. Создайте таблицу с четырьмя столбцами: предыдущие задачи, эта задача, одновременные задачи, следующие задачи для простоты использования.
  3. Схема сети задач. Если вы используете заметки или карточки, расположите их по порядку на большом листе бумаги. Время должно течь слева направо, а параллельные задачи должны быть выровнены по вертикали. Оставьте пространство между карточками.
  4. Между каждыми двумя задачами нарисуйте круги для «событий». Событие отмечает начало или конец задачи и может помочь визуально разделить задачи.
  5. Найдите три типичные проблемные ситуации ниже и перерисуйте их, используя «пустышки» (не настоящие задачи) или дополнительные события.Макет — это стрелка, нарисованная пунктирными линиями, используемая для разделения задач, которые в противном случае запускались бы и останавливались с одними и теми же событиями или для отображения логической последовательности.
    • Две одновременные задачи начинаются и заканчиваются одним и тем же событием.
      • Решение: используйте пустышку и дополнительное событие, чтобы разделить их. На рисунке 1 событие 2 и пустышка между 2 и 3 добавлены к отдельным задачам A и B.
    • Задача C не может начаться, пока не будут выполнены обе задачи A и B; четвертая задача, D, не может начаться, пока A не будет завершена, но не должна ждать B.(См. Рисунок 2.)
      • Решение: используйте пустышку между концом задачи A и началом задачи C.
    • Вторую задачу можно запустить до того, как будет выполнена часть первой задачи.
      • Решение: добавьте дополнительное событие, в котором может начаться вторая задача, и используйте несколько стрелок, чтобы разбить первую задачу на две подзадачи. На рисунке 3 было добавлено событие 2, разделяющее задачу A.

        Рисунок 1: Макет, разделяющий одновременные задачи

        Рисунок 2: Правильная последовательность удержания манекена

        Рисунок 3: Использование дополнительного события

  6. Если сеть исправна, пометьте все события последовательно номерами событий в кружках.Может быть полезно обозначить все задачи последовательно, используя буквы.

Планирование: метод критического пути (CPM)

  1. Определите время выполнения задачи — наилучшая оценка времени, которое должно потребоваться для каждой задачи. Для единообразия используйте одну единицу измерения (часы, дни или недели). Напишите время на стрелке каждой задачи.
  2. Определите «критический путь», самый длинный путь от начала до конца проекта. Отметьте критический путь жирной линией или цветом.Вычислите длину критического пути (сумму времени выполнения всех задач на пути).
  3. Подсчитайте наиболее раннее время начала и завершения каждой задачи в зависимости от того, сколько времени занимают предыдущие задачи. Они называются самым ранним стартом (ES) и самым ранним финишем (EF). Начните с первой задачи, где ES = 0, и двигайтесь вперед. Нарисуйте квадрат, разделенный на четыре квадранта, как на рисунке 4. Напишите ES в верхнем левом поле и EF в верхнем правом углу.

    По каждому заданию:

    • Самый ранний запуск (ES): самый большой EF задач, ведущих к этому
    • Самое раннее завершение (EF): ES + время выполнения этой задачи

    Рисунок 4: Временной интервал стрелочной диаграммы

    ES Самое раннее
    начало

    EF Самое раннее
    отделка

    LS Последние
    начало

    LF Последняя отделка

  4. Подсчитайте время начала и завершения каждой задачи, не нарушая график проекта, исходя из того, сколько времени займет выполнение последующих задач.Они называются последним началом (LS) и последним окончанием (LF). Начните с последней задачи, где последний конец — это крайний срок проекта, и работайте в обратном направлении. Напишите LS в нижнем левом поле и LF в нижнем правом поле.
    • Последняя обработка (LF): наименьшая LS из всех задач, следующих сразу за этой
    • Последний запуск (LS): LF — время задачи для этой задачи
  5. Рассчитайте время простоя для каждой задачи и для всего проекта.

    Полный резерв — это время, на которое задание может быть отложено без задержки графика проекта.

    Общий провисание: LS -ES = LF -EF

    Свободный резерв — это время, в течение которого задача может быть отложена, не влияя на раннее начало любой последующей работы.

    Свободный резерв: самый ранний ES из всех задач, следующих сразу за этим — EF

Рисунок 5: Пример заполненной стрелочной диаграммы

По материалам The Quality Toolbox, Second Edition, ASQ Quality Press.

Стрелочные диаграммы

Стрелочные диаграммы

Стрелочные диаграммы (причинно-следственные связи)

Стрелочные диаграммы — удобный и очень явный способ представить теоретическую модель, а также сообщить эмпирические результаты.

Эта стрелочная диаграмма представляет модель и использует стрелки, чтобы показать направление предполагаемой взаимосвязи между двумя переменными:
Знаки плюс и минус обозначают положительные или отрицательные отношения, используйте более одного знака плюс / минус, чтобы отметить относительную силу отношений, где, например, +++ означает, что вы
выдвинуть гипотезу об очень сильных положительных отношениях.

Обратите внимание, что отсутствие стрелок между независимыми переменными означает, что ваши гипотезы постулируют, что между ними нет значимой связи!

Та же диаграмма может быть использована для сообщения эмпирических результатов.Например, если вы используете множественную регрессию для проверки модели, получите коэффициент бета для каждого отношения и добавьте их на диаграмму, заменив) знаки плюс / минус
теоретическая модель. Не сообщайте очень маленькие несущественные коэффициенты и удалите соответствующую стрелку с диаграммы. Затем вы можете легко сравнить свои теоретические и эмпирические модели.
и нарисуйте подходящее решение. Добавление статистики R 2 , а также другой важной информации, такой как количество наблюдений и процент пропущенных значений, даст
легко читаемый вид вашего анализа, очень удобный, если вам нужно сравнить модель с другими аналогичными моделями.

Вместо того, чтобы использовать числовое значение коэффициента бета, вы также можете использовать вместо них знаки плюс и минус, где один плюс
представляет собой (относительно) небольшой коэффициент и несколько более сильных плюсов. Хотя эти стрелочные диаграммы выглядят идентично представлению теоретической модели, они, конечно,
очень разные по характеру; четко обозначены, путаница исключена.

Конечно, модели могут быть гораздо более сложными, как простая модель множественной регрессии с единственной зависимой переменной; как изображено на диаграммах со стрелками
еще более полезны для сложных моделей.

Ссылка

Символы диаграммы потока данных | Lucidchart

Двумя основными типами нотаций, используемых для диаграмм потоков данных, являются Йордон-Коад и Гейн-Сарсон, оба названы в честь их создателей, всех экспертов, которые помогли разработать методологию DFD: Эд Юрдон, Питер Коад, Крис Гейн и Триш Сарсон. Между типами обозначений есть некоторые различия в стилях. Например, в нотации Юрдона и Коада для представления процессов используются круги, тогда как в нотации Гэйна и Сарсона используются прямоугольники с закругленными углами.Другой вариант — это символ, используемый для хранилищ данных: Юрдон и Коад используют параллельные линии, в то время как в нотации Гейна и Сарсона используется прямоугольник с открытым концом. Поскольку символы DFD различаются, важно соответствовать выбранным обозначениям, чтобы избежать путаницы. Если вы используете программное обеспечение DFD, оно, скорее всего, будет определять, какой набор символов доступен для использования.

Все диаграммы потоков данных включают четыре основных элемента: сущность, процесс, хранилище данных и поток данных.

Внешний объект — также известный как субъекты, источники или приемники и терминаторы, внешние объекты создают и потребляют данные, которые передаются между объектом и схематической системой.Эти потоки данных являются входами и выходами DFD. Поскольку они являются внешними по отношению к анализируемой системе, эти объекты обычно размещаются на границах диаграммы. Они могут представлять другую систему или указывать на подсистему.

Процесс — действие, которое изменяет или преобразует потоки данных. Поскольку они преобразуют входящие данные в исходящие, все процессы должны иметь входы и выходы на DFD. Этому символу дается простое имя, основанное на его функции, например «Заказ на отгрузку», а не «процесс» на диаграмме.В нотации Гейна-Сарсона используется прямоугольный блок, который может быть помечен ссылочным номером, местом в системе, где происходит процесс, и коротким заголовком, описывающим его функцию. Процессы обычно ориентированы сверху вниз и слева направо на диаграмме потока данных.

Хранилище данных — Хранилище данных не генерирует никаких операций, а просто хранит данные для последующего доступа. Хранилища данных могут состоять из файлов, хранящихся в течение длительного времени, или пакета документов, хранящихся на короткое время, пока они ожидают обработки.Входные потоки в хранилище данных включают информацию или операции, которые изменяют сохраненные данные. Выходными потоками будут данные, полученные из хранилища.

Поток данных — перемещение данных между внешними объектами, процессами и хранилищами данных представлено стрелкой, которая указывает направление потока. Эти данные могут быть электронными, письменными или устными. Потоки входных и выходных данных помечаются в зависимости от типа данных или связанного с ним процесса или хранилища данных, и это имя пишется рядом со стрелкой.

Вы можете прочитать все о диаграммах потоков данных, включая советы и рекомендации по созданию эффективного DFD, в нашей обзорной статье.

Взаимосвязи, представленные в диаграмме модели данных — Документация для BMC CMDB 19.08

Взаимосвязь между элементами источника и назначения

Размещение класса CI в качестве элемента источника или назначения отношения не является произвольным. Исходный класс предоставляет группу, расположение, размещение или другую функцию, в то время как целевой класс является членом, находится в исходном классе, зависит от него или размещается в нем.

Например, элемент источника BMC_HostedSystemComponents — это BMC_System , а элемент назначения — BMC_SystemComponent .

Примеры элементов взаимосвязи источника и назначения

0

Класс

Источник действует как

Назначение действует как

BMC 49_D

Зависимые.Зависит от антецедента.

BMC_HostedSystemComponents

Хост

Компонент. Размещено на хосте.

Параметр каскадного удаления для классов отношений

Классы отношений с числом элементов один к одному или один ко многим имеют параметр, называемый каскадным удалением. Этот параметр приводит к удалению целевого члена отношения и всех отношений ниже него при удалении исходного члена.Если вы включите опцию каскадного удаления и пометите CI как удаленный, он также будет каскадно направлен вниз к целевым CI.

Вы можете использовать опцию каскадного удаления для составных объектов. Например, вы можете использовать опцию каскадного удаления с классом отношений BMC_HostedSystemComponents , чтобы при удалении компьютерной системы все ее компоненты, такие как диски и память, также удалялись.

Каскадное удаление не работает в обратном порядке. Например, если вы восстанавливаете компьютерную систему, которая ранее была помечена для удаления, будет восстановлена ​​только компьютерная система, но ее компоненты, такие как диски и память, останутся удаленными.